Десятый месяц жизни – время, когда малыш стремительно развивается как физически, так и психологически. Приготовьтесь к радостям новых открытий.
Двигательная активность
Итак, Ваш малыш научился уверенно сидеть, свободно ползает и уже пытается делать первые шаги, держась за Вас, мебель или другие предметы. Водите его за две руки, а еще можно учить малыша ходить с помощью полотенца, пропущенного под мышками. Оно будет использоваться в качестве естественной опоры, ведь плечевой пояс ребенка уже хорошо развит.
Ребенок уже начинает ходить, а значит, пришло время купить ему первую пару обуви. Но, несмотря на то, что ножка малыша быстро растет, обувь «с запасом» выбирать не следует. Важно, чтобы она была ребенку по размеру. Обувь должна быть мягкой и гибкой, что позволит крохе легко двигать ножками. Подошвы должны быть плоскими и нескользящими. Верх обуви должен быть мягким и проницаемым, чтобы ножка могла "дышать", а задник должен быть плотным, чтобы нога была устойчивой. Обратите внимание на наличие в обуви супинатора для формирования свода стопы – его присутствие пойдет малышу на пользу.
Навыки и умения десятимесячного ребенка
На девятом - десятом месяце возникает ножницеобразное хватание посредством смыкания большого и второго – третьего пальцев по всей длине. Малыш может осмысленно действовать двумя руками. Он очень любит не только возиться с игрушками и другими предметами, но и осознанно бросать их. Он уверенно катает машинки и мячик по полу, играет с музыкальными игрушками и книжками.
Эмоциональная жизнь ребенка существенно обогащается, усиливаются и проявления эмоций. Малышу сложнее установить контакт с незнакомым человеком. Реакции на разных людей могут отличаться. Возникают робость и стеснительность. Во всех случаях налаживание контакта удается благодаря присущему ребенку любопытству, интересу к новым предметам и новым действиям.
Страх малыша перед незнакомыми людьми, а также сохранение тревоги при расставании – признаки того, что Ваш ребенок испытывает к Вам большую привязанность. Чтобы малыш легче переносил свои страхи, старайтесь постепенно и осторожно знакомить его с новыми людьми и ситуациями. Старайтесь оставлять малыша с людьми, которых он знает. Периодически оставляйте его с кем-нибудь в другой комнате на небольшие промежутки времени, чтобы ребенок понял, что Ваш уход – это нормально, и Вы всегда возвращаетесь. Уходите быстро, помня о том, что он обязательно прекратит плакать, когда Вы уйдете. Не забывайте попрощаться с крохой: помашите ему рукой, скажите «пока-пока». Так у него выработается четкая ассоциация употребления этих слов и жестов, когда с кем-нибудь прощаешься.
Дальнейшее познание ребенком мира может привести к появлению у него страха перед ситуациями, которые не беспокоили его ранее. Это могут быть повседневные вещи, такие как темнота или окружающие предметы, например, пылесос. Старайтесь устранять источники страхов или превращайте их в позитив – включайте ночник, осторожно знакомьте малыша с феном и пылесосом. В крайнем случае, используйте эти приборы тогда, когда ребенку не будет мешать шум или когда он в другой комнате.
Развитие речи
У ребенка начинает формироваться и самостоятельное произношение первых слов. Сначала это специальные детские или лепетные слова типа «би-би», «ба-ба» и так далее, а позже к окончанию первого года им может быть освоен словарный запас из нескольких полезных слов.
Речь малыша – это уже не просто лепет, а обозначение людей и предметов. Он уже способен называть предмет первыми двумя буквами от слова. Например, мишку он назовет просто «ми» и так далее. Играйте с ребенком в куклы, говорите от имени игрушек, провоцируя малыша ответить Вам, продолжайте читать ему книги, петь песни, показывать картинки с животными и различными предметами.
Материал подготовлен на основании учебника «Пропедевтика детских болезней», под редакцией Воронцова И. М., Мазурина А. В. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. — 1008 с.
Материал носит информационно-справочный характер и не заменяет консультацию специалиста или визита к лечащему врачу.