К одиннадцати месяцам малыш становится все более активным и независимым. Это время для того, чтобы усовершенствовать все навыки, которые он приобрел за предыдущие месяцы своей жизни.
Физическое развитие ребенка
Малыш уже научился уверенно стоять, опираясь на что-нибудь, ну а теперь он может похвастаться тем, что несколько секунд может делать это и без поддержки. То же самое и с ходьбой. Жажда познания окружающего мира заставляет ребенка, умеющего достаточно быстро передвигаться вдоль опоры, забыть о том, что нужно за что-нибудь держаться. Так он начинает делать свои первые самостоятельные шаги. Но кроха по-прежнему любит ходить и за ручку с Вами, не отказывайте ему в этом удовольствии.
Чтобы «путешествие» Вашего малыша по дому было безопасным, постарайтесь защитить его от возможных несчастных случаев. Используйте замки для ящиков, дверей и окон, накладки на острые углы мебели, защитные крышки для розеток. Уберите все потенциально опасные предметы из пределов досягаемости ребенка.
Подарите малышу игрушку, которую можно толкать. Она поможет ему идти самостоятельно. Это может быть коляска для куклы, или машина с ручкой.
Чаще гуляйте с ребенком на детских площадках. Там он увидит других малышей, которые ходят и бегают, и будет стремиться повторять их движения.
Навыки и умения одиннадцатимесячного ребенка
Малыш становится более открытым к другим людям, его начинает интересовать общение не только со взрослыми, но и с детьми. Посадите его рядом с ребенком такого же возраста, и через некоторое время они начнут взаимодействовать друг с другом.
К одиннадцати месяцам малыш уже может играть в простые сюжетно-ролевые игры: он укладывает кукол спать, кормит их, может расчесать кукле волосы, пожалеть куклу и так далее. Таким образом, ребенок начинает осваивать нормы социального взаимодействия, правила жизни в обществе.
Делает скачок и развитие мышления малыша. Теперь он может объединять предметы в группы по какому-то общему признаку и наоборот, выделять единичные предметы из похожего множества.
Продолжайте развивать его мышление. С помощью примеров учите ребенка осознавать разницу между простейшими понятиями, такими как: горячее и холодное, полный и пустой, мокрый и сухой, вверх и вниз, большой и маленький. Объясняйте ему причины и следствия тех или иных явлений: расскажите, что в комнате светло, потому что горит лампочка, или что на улице холодно, потому что дует ветер и так далее.
Развитие речи
Поздравляем! Наконец-то Вы можете увидеть плоды своих стараний. После того, как несколько месяцев Вы разговаривали с ребенком, он начинает Вам отвечать. Возможно, он не будет использовать правильные слова, однако, если Вы попросите, он покажет на любимую книгу или игрушку. Пока он продолжает лепетать, но может сказать одно или два слова.
Продолжайте как можно чаще вести с малышом диалог. Предлагайте ему повторять за Вами простые слова. Если он попросит дать ему что-нибудь, протянув руку, не спешите выполнять его желание – учите его выражать просьбы словами. Знакомьте ребенка с понятием цвета, как можно чаще называйте цвета окружающих его предметов.
Не переходите в разговоре на язык малыша, говорите по-взрослому, но при этом старайтесь упрощать фразы. Так Вы поможете ребенку правильно запомнить слова. Почаще задавайте малышу вопросы, предлагайте выбрать из двух предметов один. Знакомьте ребенка не только с названиями объектов и именами, но и с местоимениями. К примеру, говорите «Я тебя поцелую» вместо «Мама поцелует». Так он будет привыкать разговаривать, правильно склоняя слова.
Все дети развиваются по-разному. Не стоит волноваться, если Ваш ребенок научится делать что-то раньше или позже сверстников на 1-2 месяца. Самое важное, что совсем скоро Ваш малыш отметит свой первый день рождения и продолжит радовать Вас своими достижениями.
Материал подготовлен на основании учебника «Пропедевтика детских болезней», под редакцией Воронцова И. М., Мазурина А. В. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. — 1008 с.
Материал носит информационно-справочный характер и не заменяет консультацию специалиста или визита к лечащему врачу.