Как быстро летит время! Позади уже три четверти первого года жизни Вашего малыша. А впереди еще три месяца, главной особенностью которых является то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться: сидеть, стоять, активно ползать и даже ходить.
Физическое развитие малыша
Очень важный навык, которым ребенок овладеет к концу девятого месяца – это умение самостоятельно садиться и сидеть продолжительное время.
Также малыш уже активно ползает, причем знает расположение и назначение всех комнат дома. Вам необходимо не только следить за его безопасностью, убирая все опасные предметы, но и за тем, чтобы ему не было скучно. Для этого можно в каждой из комнат оборудовать по детскому уголку с игрушками. Тогда и у Вас будет больше свободного времени.
Около восьми – девяти месяцев малыш начинает стоять в кроватке или манеже, переступая ножками вдоль спинки кровати или барьера. Таким образом ребенок начинает осваивать ходьбу. Позднее он будет переступать при поддержке за две руки, за одну руку и, наконец, около года делает первые самостоятельные шаги. Но не забывайте о том, что у каждого ребенка свои темпы развития, поэтому Ваш малыш может освоить что-то раньше или позже других детей, и это нормально.
Развитие речи
Лепет малыша все больше походит на осмысленную речь, он воспроизводит и копирует множество звуков и меняет интонации, подражает голосам животных. Ребенок может говорить двойные слоги, например, «ма-ма», «дай-дай». Поощряйте любые попытки крохи пообщаться и повторить все, что Вы произносите.
Разговаривайте с ним, пойте ему песни, читайте веселые потешки. Таким образом, каждое занятие с малышом превратится в увлекательную игру. К примеру, во время умывания приговаривайте: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!». Так будет легче приучить ребенка умываться утром и вечером.
Развитие речи у малышей по срокам очень варьируется, что никак не отражает особенностей детского интеллекта. Девочки обычно начинают говорить немного раньше, чем мальчики.
Навыки и умения девятимесячного ребенка
Девятимесячный ребёнок уже настолько хорошо понимает обращённую к нему речь, что может использовать её для организации своих действий.
Он может понимать и запрет, и другие простые инструкции. Малыш уже может искать Вас глазами, если у него спросить: «Где мама?». Он знает не только слова «папа», «мама» и свое имя, но и названия множества предметов вокруг, части человеческого тела. Чаще просите его показать Вам что-нибудь, например мячик или другую игрушку.
Он тянет ручку, если Вы говорите ему: «Возьми», – и протягиваете какой-нибудь предмет. И наоборот – отдает его Вам, если Вы просите. При этом ребенок уже может отвечать отказом на некоторые из Ваших просьб, всем своим видом выражая протест.
Ребенок не просто умеет перекладывать предметы с места на место, он уже умеет играть в развивающие игры. Самое время для ярких кубиков и пирамидок. Обязательно играйте вместе с ним, чтобы малыш брал с Вас пример. И обязательно уберите все мелкие предметы, которые находятся в пределах досягаемости ребенка, чтобы исключить их проглатывание: маленькие игрушки и детали от них, монеты, таблетки и так далее.
Не забудьте и о регулярной уборке, ведь в таком возрасте дети любят возиться и тянуть в рот все, что находят на полу, и мелкий мусор – не исключение. Приготовьтесь к тому, что ребенок будет рвать, комкать и мять листы бумаги, поэтому уберите все важные книги и документы из поля его зрения.
Малыш начинает понимать разницу между различными предметами по форме, объему, характеру поверхности и другим признакам. Подготовьте для него детские книжки из разных материалов, которые интересно не только рассматривать, но и трогать. Ему особенно интересны предметы, вставляющиеся один в другой, ребенок обожает играть с разными емкостями, изучая их свойства. Он вытаскивает и кладет обратно предметы из коробочек, банок, может открыть Вашу сумку или косметичку.
Ребенок проявляет все больше самостоятельности. И Ваша задача – не только оберегать его, но и дать ему возможность показать свою независимость. Это окажет благотворное влияние на развитие Вашего малыша в будущем.
Материал подготовлен на основании учебника «Пропедевтика детских болезней», под редакцией Воронцова И. М., Мазурина А. В. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. — 1008 с.
Материал носит информационно-справочный характер и не заменяет консультацию специалиста или визита к лечащему врачу.