Система Монтессори: как это работает

В наше время сложно найти родителей, которые никогда не слышали о детских садах и школах Монтессори: они есть практически в каждом городе. На сегодняшний день эта система — одна из самых востребованных методик раннего развития ребенка. В чем секрет такой популярности и на чем строится метод Монтессори, мы расскажем в нашей новой статье.

Время чтения: 6 минут

Свою педагогическую методику известный итальянский ученый-педагог Мария Монтессори назвала системой самостоятельного развития ребенка в подготовленной среде. Ключевой принцип — «помоги мне сделать это самому»*, подразумевающий, что взрослый наблюдает, чем интересуется ребенок в том или ином возрасте, и обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий. Такой подход направлен на развитие индивидуальности ребенка. Как это реализуется на практике? Читай ниже.

Принципы системы Монтессори

Согласно методике Марии Монтессори, дети должны обучаться с рождения до школы, получая знания на практике. Каждому возрасту соответствует определенный характер восприимчивости**:

  • от рождения до 6 лет — речевое развитие;
  • от 0 до 5,5 лет — сенсорика;
  • от 0 до 3 лет — этап установления и восприятия порядка;
  • от 1,5 до 5,5 — развитие мелкой моторики;
  • от 1 года до 4 лет — освоение разных действий;
  • от 2,5 до 6 лет — социализация.

Группы обычно делят по возрастам 0–3 года и 3–6 лет. Итак, основные положения методики.

  • Ребенку предоставляется свобода выбора вида деятельности. Дети учатся всему легко и с удовольствием в форме игры, без обязаловки и соревнований со сверстниками. Каждый занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде, где дети хотят и могут проявлять свою индивидуальность.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача его — заинтересовать ребенка, а не указывать или запрещать. Педагоги общаются с детьми, но не навязывают свое мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы.
  • Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и чувств. Мария Монтессори считала, что действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память.
  • В ребенке воспитывается самостоятельность. Все пособия и предметы расположены на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место.
  • Коллективные игры и занятия помогают освоить навыки общения, бытовой деятельности, развивают самостоятельность детей, формируют взаимопомощь и сотрудничество.

Пожалуй, одно из главных преимуществ системы Монтессори в том, что дети развиваются в своем темпе, на занятиях они активны и любознательны. Они учатся принимать собственные решения, уважают потребности других и хорошо справляются с бытовыми обязанностями.

Система Монтессори дома

Однако следует помнить, что воспитание ребенка начинается дома, ведь именно там он проводит большую часть времени. Поэтому желательно создать в квартире обстановку, благоприятную для развития малыша и его самостоятельных занятий. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. В первую очередь домашнюю среду нужно мысленно поделить на 4 зоны развития*:

  1. Зона практической жизни: здесь должны быть предметы, которые позволяют ребенку переливать, пересыпать и сортировать предметы. Возьми с кухни деревянные или силиконовые лопатки, ложки, небольшие тарелки и миски. Лучше, если эти предметы будут настоящими, а не игрушечными. С ними малыш учится ответственности и сразу включается во взрослую среду. Ребенка в три года уже можно привлекать к взрослым делам: полить цветы, покормить домашних животных, разложить ложки и пр.
  2. Зона сенсорного развития: сюда собери материалы, которые помогают развивать чувства. Тут же малыш учится ощущать вес и температуру, различать высоту и длину, узнавать цвет, звучание, форму и свойства. Для этого тебе понадобится следующее: материалы для творчества (краски и кисти, пластилин, клей, бумага, бусы), развивающие игры и пособия, традиционные детские игрушки (матрешки, свистульки, сортеры, барабан и пр.).
  3. Зона развития двигательной активности: спортивный комплекс и тренажеры. Хорошо, если пространство позволяет поставить шведскую стенку, качели и веревочную лестницу. Если такой возможности нет, тебе придет на помощь фантазия. Можно создать небольшую полосу препятствий из подручных материалов: ортопедических ковриков, веревки, книг, подушек. Наверняка в твоем доме найдется пара мячей, обруч или скакалка, чтобы обеспечить ребенку постоянное физическое развитие.
  4. Образовательная зона. В ней выделяют математическую, где ребенок учится сложению, вычитанию, умножению и делению (счетные палочки, наборы цифр, карты с символами и пр.); языковую, в которой он расширяет словарный запас, учится читать и писать. Сюда можно положить шершавые буквы, подвижный алфавит, рамки-вкладыши для обводок и штриховок, поднос с манкой для письма. А еще космическая зона, где малыш получает знания о строении человека, космосе и географии, истории, растительном и животном мире (фигурки животных, сенсорные коробки, глобус, ракушки, книги, пазлы и пр.).

Важно, чтобы все материалы были расставлены на открытых стеллажах и полках на уровне ребенка (не выше уровня глаз) так, чтобы он мог самостоятельно взять любой предмет и впоследствии убрать его обратно. Игрушки и книги должны быть зрительно отделены друг от друга, ведь у каждой вещи есть свое место. Это приучает малышей к порядку.

Методика Монтессори довольно популярна во всем мире. Но и у нее есть свои минусы. Данная система не направлена на развитие воображения и творческих способностей ребенка. Также в ней игнорируются подвижные игры и чтение сказок. Дети в основном изучают материал поодиночке и минимально взаимодействуют друг с другом, а значит не происходит социализации. У воспитанников детских садов Монтессори могут возникнуть сложности в учебе в традиционной школе***. Поэтому прежде чем выбрать ту или иную методику для своего ребенка, маме стоит изучить все материалы и взвесить все «за» и «против».

И не торопись ставить перед собой задачу непременно вырастить гения, главное — дать ребенку возможность постоянно развиваться и узнавать что-то новое. Проводи больше времени с малышом за увлекательными занятиями, которые подарят радость обоим. Счастливым и гармонично развитым ребенка делают не большое число развивающих занятий, а любящие и заботливые родители.

-SIMILAC-2000122

Источники:

Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет / В. Г. Дмитриева.:Эксмо; Москва; 2011.

** Тим Селдин. Энциклопедия Монтессори. Москва, 2016.

*** Методика Монтессори: плюсы и минусы. Минакова Н. Воронеж, 2019.

Система Монтессори: как это работает
Статьи и сервисы

Узнавайте больше с нами

Важное примечание: Грудное молоко — лучшее питание для ребёнка, его необходимо сохранять как можно дольше. Если грудное вскармливание невозможно, педиатр поможет подобрать Вам молочную смесь, по составу и свойствам приближенную к грудному молоку. Возраст применения смеси указан на упаковке.

-SIMILAC-2300020

Данный сайт использует cookie для непрерывной работы и удобства пользователя. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie согласно действующей политике обработки персональных данных.