Игры для самых маленьких

Время чтения: 10 минут

С рождения малыш знакомится с миром. Ему нужно развиваться, многому учиться, и лучший помощник в этом — игра. Уже на первом году жизни, начиная с месячного возраста, развлечения могут быть очень разнообразными и полезными. Подробнее — в нашей статье.

Как играть с ребенком до года

Есть несколько правил, которые помогут сделать игровые и развивающие занятия интересными и полезными:

  • Правильно выбирайте для занятий время — когда грудничок выспался, сыт, в хорошем настроении.

  • Действуйте постепенно: начинайте с нескольких минут, играйтенедолго, постепенно увеличивайте время игровых занятий.

  • Следите за реакцией крохи: если играему не нравится, лучше выбрать другое занятие.

  • Правильно выбирайте развлечения, они должны соответствовать возрасту младенца и помогать ему получать новые навыки.

Игры для развития, в которые можно играть с детьми до года

До трех месяцев: развиваем органы чувств

  1. Наблюдаем. После рожденияв течение нескольких месяцев зрение постепенно становится все более четким. Даже месячному новорожденному интересно заниматься разглядыванием разных предметов. Хорошо, если они будут достаточно крупные, не слишком яркие. С самого рождения показывайте их младенцу, давайте потрогать. Например, можно использовать воздушный шарик. Привяжите его к бортику кроватки месячного младенца, чтобы он занимался наблюдением за движениями шарика, играл с ним.

  2. Осязаем. В первые месяцыпосле рождения малыш старается потрогать все, до чего может дотянуться. Чтобы правильно развивать тактильное восприятие и моторику с рождения, нужно давать ребенку потрогать предметы с разной поверхностью: мягкие и твердые, гладкие и шероховатые — это надолго его займет. Проводите пальчиками крохи по поверхности предмета и называйте, что это такое.

  3. Слушаем. Игрысо звуками помогают развивать слух с самого рождения. Для его развития правильно использовать погремушки, бубенчики, предметы, по которым можно стучать, с которыми можно играть. При игре с погремушками или колокольчиками сначала показывайте грудному малышу, откуда идет звук. Когда он научится находить источник звука глазами, «прячьте» его — тихонько позвените или погремите справа или слева, чтобы ребенок мог найти, откуда идет звук. Хвалите его, пока он играет, радуйтесь каждый раз, когда ему это удается. Новорожденным также нравятся простые песенки и потешки: голос мамы их успокаивает.

В первые месяцы после рождения занятия с крохой состоят в основном в привлечении и удержании его внимания:

  • больше говорите — особенно с новорожденным, который бодрствует совсем мало;

  • чаще улыбайтесь, старайтесь, чтобы кроха видел ваше лицо;

  • берите грудничка на руки, носите по комнате, называйте разные предметы — это полезно для его развития;

  • гладьте ручки и ножки, спинку, голову младенца: это важные тактильные ощущения.

С рождения и до трех месяцев не требуется много разнообразных игр. Большую часть времени новорожденный и 1-3-месячный кроха спит, поэтому особенно важно общаться и заниматься с ним, развлекать в те моменты, когда он бодрствует.

От трех до шести месяцев: наблюдаем и трогаем

В три месяца дети уже больше умеют: следить взглядом за предметами, удерживать их в руках, правильно ориентироваться на слух. Игровые занятия можно разнообразить.

  • Прятки. Улыбаясь, закройте лицо руками, приговаривая: «Где же наш малыш?». «Найдите» его через несколько секунд, радостно воскликнув: «Вот он!».

  • «Ой, что это?» Покажите ребенкуяркую вещь, перемещайте ее, чтобы он следил за ней взглядом. В какой-то момент уберите ее из поля зрения, а затем снова покажите, воскликнув: «Ой, что это?».

  • Массаж с потешками. По очереди легко поглаживайте ручки, ножки, спинку, животик младенца, приговаривая: «Потягушеньки, порастушеньки — от пяточек и до макушеньки! Тянемся-потянемся, маленькимине останемся!». Занимаясь массажем, для общего развития можно называть части тела: «Гладим ножку, гладим ручку». Поглаживая стопы и ладошки, сжимайте и разжимайте пальчики. Это развивает мелкую моторику, прямо связанную с развитием речи.

  • Носочки. Можно надевать на ножки носочки, а на ладошки — тонкие хлопковые варежки. Младенец будет занят, пытаясь снять и изучить их.

  • «Потрогай и сожми». Вкладывайте 3-месячномумладенцу в ручку предметы с разным весом и поверхностью. Это может быть небольшая плюшевая игрушка, мячик, комок бумаги. Можно сделать подушечки с разным наполнением: хрустящим, шуршащим, мягким или твердым.

Мама играет с малышом

От шести месяцев до года: играем активно

Ближе к году вариантов игр и занятий для развития становится все больше. Кроха постепенно учится сидеть, ползать, стоять, ходить, удерживать предметы, правильно взаимодействовать с ними.

  • «Волшебное зеркало». Покажите крохе его отражение. Приговаривайте: «Привет-привет!» — маленькогоребенка это развеселит. Показывайте щечки, носик, ручки, ножки в зеркале, а затем касайтесь их. Показывайте яркие игрушки в отражении и у себя в руке.

  • «Бросай-поднимай». Если сидя в стульчике кроха разбрасывает игрушки, привяжите их к столику веревочками и покажите, как их поднимать. Приговаривайте, вытягивая игрушку: «Куда же ты делась? Тянем-потянем! Вот она!». Дайте ребенкупопробовать вытянуть ее самостоятельно — это его займет.

  • «Носики-курносики». Можно начать с простого: коснитесь пальцем носа ребенкаи скажите: «Би-бип!». Пусть он сделает то же самое. Попробуйте потешки: по очереди касаясь щечек, носа, подбородка и лба, приговаривайте: «Шина, машина, водитель, кабина, бип!»

  • «Где часики?» Дайте младенцу послушать, как тикают часы, покажите их, а затем спрячьте: положите сбоку, под одеяльце, за подушку. Пусть он попробует найти их, ориентируясь на слух.

  • «По кочкам». Если 6-7-месячныйребенок уже хорошо держит спину, посадите его на свои колени и покачивайте, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по кривенькой дорожке, в ямку бух! Раздавили десять мух!». На слове «бух» разведите свои колени, придерживая его так, чтобы он немного провалился вниз.

  • «Повторяй за мной». Для этой развивающейигры можно использовать стишки, например «Зайку»:

Зайка серенький сидит и ушами шевелит (изображаем ушки ладонями).

Вот как, вот как он ушами шевелит (двигаем ладонями).

Зайке холодно сидеть, надо лапоньки (ушки, носик) погреть.

Вот как, вот как надо носик погреть (потираем часть тела, которую назвали).

  • Рисуем. Ближе к году, после девяти месяцев, можно предложить малышу порисовать. Лучше взять ватман и пальчиковые краски и быть готовыми к тому, что кроха весь перепачкается (можно игратьперед вечерней ванной). Покажите, как пальчик оставляет цветной след на бумаге. Попробуйте заняться рисованием вместе.

  • «Охота на игрушки». Если младенцу меньше полугода, предложите ему поймать игрушку, подвешенную на ленточке. Когда он научится быстро ползать, можно устроить целую эстафету: расставить игрушки по полу и вместе добираться от одной к другой.

Эстафета из игрушек для малыша

Еще один вариант занятия дома для ребенка около года— назвать часть тела и прикоснуться к ней, подождав, пока он правильно сделает то же самое. Можно называть не только части тела, но и игрушки, цвета, любые другие объекты — это полезно для развития.

Игры с предметами

Важная часть развития до года — взаимодействие с предметами. Ребенок учится разглядывать их, удерживать в руках, различать. Чем больше вокруг него будет разнообразных предметов, тем лучше.

Для развития на занятиях можно использовать любые безопасные предметы, о которые кроха не сможет пораниться или случайно их проглотить. Это могут быть:

  • пластмассовая посуда;

  • деревянные ложки;

  • кастрюльки с металлическими крышками;

  • пустые баночки и бутылочки (можно наполнить их водой или песком);

  • ленточки с разной фактурой;

  • мячики и другие небольшие игрушки;

  • любые коробочки, как с крышками, так и без них;

  • одноразовые стаканчики;

  • деревянные или пластиковые кубики, пирамидки.

Игры с предметами нравятся малышам

Дома и на улице используйте природные материалы. Пусть ребенок подержит в руках, ощупает, рассмотрит веточки, листочки, цветы, камушки. Возьмите с собой формочки, дайте ему засыпать в них песок, мелкие камни. Можно использовать немного крупы с разной фактурой: гречку, рис, манку, овсянку. Пусть кроха пересыпает их из одной формочки или коробочки в другую, учится различать тактильно. Если погода жаркая, ребенку в возрасте около года понравится играть с водой: переливать ее, мочить ручки или ножки.

Пристально наблюдайте за ребенком во время игры мелкими предметами: любопытные крохи очень любят помещать их в нос, рот или уши, что опасно для здоровья и жизни.

Перед тем как дать малышу что-то в руки, убедитесь, что у этой вещи нет острых краев или отверстий, куда могут попасть любопытные пальчики, а также что она не разбирается на мелкие части.

С самого рождения развитие должно быть постепенным, соответствующим возрасту. Правильные игры и занятия помогут детям заниматься и развиваться с удовольствием.

Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста.

-SIMILAC-2300102

Игры для самых маленьких
Статьи и сервисы

Узнавайте больше с нами

Важное примечание: Грудное молоко — лучшее питание для ребёнка, его необходимо сохранять как можно дольше. Если грудное вскармливание невозможно, педиатр подберет Вам молочную смесь, по составу и свойствам приближенную к грудному молоку. Возраст применения смеси указан на упаковке.

-SIMILAC-2300020

Данный сайт использует cookie для непрерывной работы и удобства пользователя. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie согласно действующей политике обработки персональных данных.