Содержание
Чем полезен массаж?
Основные принципы массажа
5 комплексов упражнений для занятий с детьми в первый год жизни
Комплекс 1. От 1,5 до 3 месяцев. Уравновешиваем напряжение
Комплекс 2. От 3 до 4 месяцев. Стабилизируем тонус
Комплекс 3. От 4 до 6 месяцев. Нормализуем тонус
Комплекс 4. От 6 до 9 месяцев. Улучшаем координацию движений
Комплекс 5. От 9 до 12 месяцев. Развиваем самостоятельность
Чем полезен массаж?
Массаж у младенца может оказывать следующие эффекты2:
- тонизировать и улучшить функции центральной нервной системы;
- помочь развитию двигательных навыков в соответствии с возрастом ребенка;
- повысить иммунитет;
- улучшить кровоснабжение тканей и лимфоотток;
- стимулировать мышцы брюшного пресса, моторику кишечника и облегчить отхождение газов.
Первый месяц у новорожденного обычно уходит на адаптацию. Массаж можно начинать с возраста 1 месяца, если кожа здорова, пупочная ранка зажила и на теле нет опрелостей. Перед тем как начать делать массаж новорожденному, следует посетить педиатра и удостовериться, что ребенок здоров. Лечебный массаж грудничку лучше доверить специалистам. Самостоятельно в домашних условиях родители могут применять самые щадящие приемы2.
Основные принципы массажа
Вначале следует обсудить с педиатром, нет ли у малыша каких-либо противопоказаний для выполнения общеукрепляющего массажа. Также врач подскажет основные принципы и движения. Оптимальное время для такого разговора — первый совместный визит в поликлинику, когда малышу исполнится один месяц.
- К домашнему массажу нужно правильно подготовиться. Место для массажа должно иметь твердую поверхность, с безопасным доступом к ребенку со всех сторон. Многие педиатры советуют делать общеукрепляющий домашний массаж на полу. На поверхность нужно положить вчетверо сложенное тонкое одеяльце, а сверху постелить пеленку.
- Комната для массажа должна быть хорошо проветрена и прогрета до 20–22°С. Место для занятий должно быть хорошо освещено, вдали от сквозняков и приборов отопления.
- Во время занятий в комнате не должно быть шумно, лучше, чтобы мама разговаривала с ребенком2.
- Массаж делают не ранее чем через час-полтора после еды и не позже чем за полчаса-час до кормления.
- Массаж не должен выполняться насильно: его следует прекратить, если ребенок плачет.
- Движения делают ритмично и плавно.
- После процедуры малышу требуется получасовой отдых. Его нужно завернуть в теплую пеленку и уложить в кроватку или поносить на руках.
- На прогулку в холодную погоду после массажа можно выходить не ранее чем через час2.
- Мамины руки должны быть чистыми, сухими, теплыми, без колец и с аккуратно подстриженными, не травмирующими нежную кожу ребенка ногтями.
5 комплексов упражнений для занятий с детьми в первый год жизни
Комплекс 1. От 1,5 до 3 месяцев. Уравновешиваем напряжение
У новорожденного в возрасте до 3-х месяцев повышен тонус мышц-сгибателей. Из-за этого конечности малыша согнуты, прижаты к телу, пальцы собраны в кулачки. Все движения беспорядочны и хаотичны, он пока не может удержать голову в вертикальном положении3.
Цель массажа в этом возрасте — ослабить тонус сгибателей и помочь развиться отделам мозга, контролирующим эти движения.
С момента рождения у грудничка есть большой багаж врожденных двигательных рефлексов, которые используют в гимнастике, сочетая выполнение массажа и упражнений. В возрасте до 3-х месяцев используется только массажный прием поглаживания. Кончиками пальцев и ладонью нежно проводят по коже малыша, сильно не надавливая. Каждый прием повторяют 8–10 раз3.
В комплекс упражнений входят3:
поглаживающий массаж ног. Ребенка укладывают на спину, ногами к массажисту. Одной рукой нужно удерживать стопу, другой осторожно поглаживать наружную и заднюю поверхность голени и бедра по направлению от стопы к бедру. Суставы не массируют. Правую ногу грудничка держат правой рукой, а массируют левой, левую — наоборот;
поглаживающий массаж рук. Исходное положение прежнее. В правую руку ребенку вкладывают большой палец правой руки (малыш ухватится за него), левой массируют от кисти к плечу, обходя сустав; для левой руки ребенка все наоборот;
укладывание на живот. Руки ребенка располагают под грудью, голову слегка поворачивают в сторону. В положении на животе срабатывает защитный рефлекс — малыш пытается поднять голову, заставляя работать мышцы спины;
массаж спины. Исходное положение — младенец на животе ногами к массажисту, ручки под грудью. Одной рукой удерживают ножки, другой — поглаживают спинку. Тыльной стороной кисти проводят от ягодиц к голове, ладонью — от головы к ягодицам;
массаж живота. Ребенок на спине, ногами к массажисту. Ладонью круговыми движениями поглаживают животик по часовой стрелке. Затем руки заводят под поясницу малыша и поглаживают косые мышцы живота, двигаясь от боков к пупку. После этого массируют прямые мышцы живота: обе руки размещают около пупка, затем одна движется вверх, другая вниз и обратно;
массаж и рефлекторные упражнения для стоп. Исходное положение такое же. Левой рукой берут левую стопу младенца, большим пальцем энергично поглаживают подошву. Затем нажимают на ступню под основанием пальцев — ребенок сгибает стопу, после нажимают на пятку в области прикрепления ахиллова сухожилия — малыш разгибает пальцы;
разгибание позвоночника лежа на боку. Ребенок лежит на правом боку, ногами к массажисту. Левой рукой придерживают таз малыша, правой (большим и указательным пальцами) проводят снизу вверх по околопозвоночным линиям. В ответ ребенок выгнет спинку вперед. То же самое делают на левом боку;
рефлекторное ползание. Младенец на животе, с согнутыми в коленях и бедрах ногами. Четыре пальца обеих рук подводят под тыльную поверхность стоп, затем одновременно большими пальцами прикасаются к подошве. В ответ ребенок энергично отталкивается, продвигаясь вперед.
Комплекс 2. От 3 до 4 месяцев. Стабилизируем тонус
К этому возрасту исчезает повышенный тонус сгибателей рук, а ближе к 4 месяцам — ног, поэтому движения становятся более точными и свободными. Малыш учится приподниматься на вытянутых руках и переворачиваться со спины на живот. Ребенок может не только схватить понравившийся предмет, но и выпустить его.
В этом возрасте для массажа рук и ног вводятся новые приемы — растирание и разминание, вибрация1,3. Основная цель детского массажа — стабилизировать тонус ног, развить навыки изменения положения тела и ловкости рук.
Растирание — это более интенсивное поглаживание круговыми движениями. Разминание — одновременно круговые и поступательные движения. Вибрация — быстрое, ритмичное сотрясение кожи1.
В комплекс входят1:
скрещивание рук на груди. Руки ребенка разводят в стороны на 90° по отношению к туловищу, а затем сводят и скрещивают. При перекрещивании попеременно сверху должна находиться то правая, то левая рука. Количество повторов — 6–8 раз;- массаж рук. Вначале делают поглаживание, затем — растирание и разминание. Растирание выполняют сначала одним, потом двумя и тремя пальцами. Заканчивают поглаживанием;
- массаж ног. Проводится аналогично;
поворот со спины на живот. Ребенку, лежащему на спине, дают в левую руку свой указательный палец левой руки. А правой выпрямляют ноги, удерживают голени и аккуратно разворачивают его бедра влево относительно себя. Вслед за этим ребенок рефлекторно поворачивает голову и туловище в ту же сторону. Затем следует осторожно потянуть руку младенца, и он полностью перевернется на животик. При повороте в другую сторону рука меняется. Повороты нужно сделать 2–3 раза в каждую сторону;- массаж спины. Спинку массируют двумя руками, растирая и разминая мышцы, расположенные по обеим сторонам вдоль позвоночника. Одновременно делают круговые и поступательные движения указательным, средним и безымянным пальцами в направлении от поясницы к шее;
поза пловца. Ребенок лежит на животе. Правой рукой приподнимают ноги, левую ладонь кладут под животик и приподнимают малыша над столом в воздух. При этом ребенок принимает положение пловца: поднимает голову, плечи, разгибает позвоночник. Следует подержать младенца так несколько секунд;- массаж живота и стоп делают как в первом комплексе;
- вибрационный массаж грудной клетки. Младенец лежит на спине. Следует обхватить его грудь так, чтобы большие пальцы оказались спереди на уровне сосков, остальные — сзади на околопозвоночных линиях. Нужно сделать пальцами быстрые движения снизу вверх, как бы играя на клавишном инструменте. Если все сделано правильно, ребенок не будет недоволен, может засмеяться;
«бокс». Малыш лежит на спине, ухватившись за большие пальцы массажиста. Его руки нужно сгибать и разгибать попеременно в локтях, как при боксе.
К этому комплексу переходят только в том случае, если тонус мышц-сгибателей снизился и позволяет выполнять пассивные движения. Поэтому перед началом занятий нужно проконсультироваться с педиатром.
Комплекс 3. От 4 до 6 месяцев. Нормализуем тонус
В норме к 4–5 месяцам повышенный тонус сгибателей у малыша полностью исчезает, а движения рук и ног становятся более свободными и целенаправленными. Ребенок может подолгу лежать на животе, переворачиваться, не пытается подогнуть ноги, когда взрослый удерживает его под мышки в положении стоя. Если все эти показатели присутствуют, можно переходить к новым упражнениям. Если нет — ребенка следует показать педиатру1,3.
К предыдущему комплексу из новых добавляются 5 упражнений, которые вводятся постепенно. С 4 до 5 месяцев добавляют сгибание и разгибание ног и «парение на животе». С 5 до 6 месяцев — «скользящие шаги» и «парение на спине». Если ребенок пытается приподняться со спины и падает, вводят упражнение «приподнимание верхней части туловища за отведенные в стороны руки»1.
Техника выполнения1:
- сгибание и разгибание ног. Ребенок на спине, ногами к массажисту. Нужно обхватить ножки в нижней части голени и попеременно сгибать и разгибать в коленях и тазобедренных суставах. Темп упражнения — ходьба и бег;
«парение на животе». Ребенок на животе, ногами к массажисту. Раскрытые ладони подводят под животик младенца и приподнимают его от стола. Малыш при этом выгибается;
«скользящие шаги». Малыш лежит на спине. Обхватив стопы ребенка, нужно попеременно переставлять ноги так, чтобы ступни шаркали по поверхности стола;
«парение на спине». Младенцу, лежащему на спине, подводят под спину ладони рук и приподнимают младенца над столом. В ответ ребенок напрягает живот, наклоняет вперед голову и как бы пытается сесть.
Комплекс 4. От 6 до 9 месяцев. Улучшаем координацию движений
К 6 месяцам ребенок обычно самостоятельно сидит и без труда переворачивается на живот, а если потянуть его за руки, то он сможет подтянуться и встать на ноги. Но самое главное изменение, которое произошло в его жизни, — он научился ползать3.
Основные цели занятий с младенцем 6–9 месяцев — это научить его правильно ползать на четвереньках, развить ритмичность, координацию движений. В этом возрасте руки и ноги малыша можно уже не массировать, а вот массаж живота, груди и спины нужно разнообразить и сделать более энергичным. При этом можно использовать практически все приемы: поглаживание, разминание, растирание, вибрацию. Упражнения для рук можно усложнять и делать их с кольцами, за которые ребенок сам будет держаться. Для этого подойдут детские силиконовые колечки для прорезывания зубов1,3.
Комплекс 5. От 9 до 12 месяцев. Развиваем самостоятельность
К 9 месяцам малыш уже может самостоятельно сесть из положения стоя, встать у опоры и уверенно ползает на четвереньках. Рядом с креслом, диваном или столом ребенок может подняться на ноги, делает первые шаги, переходя от одной опоры к другой. Значит, особое внимание нужно уделять координации, развивать самостоятельность. С переходом к прямохождению во много раз возрастает нагрузка на позвоночник. Поэтому необходимо продолжать массировать мышцы спины и живота1,3.
Спину массируют в такой последовательности3:
- поглаживание всей спины (2–3 раза);
- растирание кончиками пальцев;
- разминание длинных мышц спины (можно использовать пощипывание);
- завершить поглаживанием (2–3 раза).
Массаж живота выполняется следующим образом3:
- поглаживания (круговое, встречное, косых мышц живота — по 2–3 раза);
- растирание кончиками пальцев;
- пощипывания вокруг пупка;
- все виды поглаживания (по 2–3 раза).
Можно преподать ребенку первые уроки ходьбы. Следует поставить малыша спиной к себе, чтобы его ножки опирались на ступни взрослого. Поддерживая под мышки или за плечи, вместе пройти таким образом небольшое расстояние3.
В любом случае до начала выполнения массажа следует проконсультироваться с лечащим врачом и обсудить подходящие для вашего ребенка массажные приемы. Будет нелишним обсуждать это на регулярных визитах к педиатру. Возможно, ваш ребенок потребует индивидуального подхода и выполнение массажа следует доверить медицинскому работнику.
Выполняйте массаж, только если ребенок здоров и его ничего не беспокоит. Малыш должен положительно реагировать на выполнение массажа. Если массаж неприятен, ребенок демонстрирует негативную или болевую реакцию, массаж следует прекратить и обратиться к лечащему врачу за консультацией.
Материал носит информационный характер и не может заменить консультации специалиста.
Список литературы:
- Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей. Программа «От рождения до школы». Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2006; 119 с.
- Матвеев С. В. Массаж в детском возрасте / Матвеев С. В. , Потапчук А. А. , Дидур М. Д. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 368 с., р.IV.
- Исаева Е. Л. Детский массаж. Поэтапное руководство. М.: РИПОЛ классик, 2008; 116 с.
RU-SIMILAC-2200034