Орган зрения младенца начинает развиваться внутриутробно. Замечено, что малыш открывает и закрывает глазки, еще находясь в мамином животике, хотя, скорее всего, до рождения малыш не видит. Новорожденные и дети первых лет жизни видят мир иначе, чем старшие дети и взрослые, поскольку их зрительный анализатор только начинает развиваться.
«Взрослого» зрения дети достигают примерно к 6–7 годам, до этого их визуальное восприятие мира имеет свои нюансы. Расскажем подробнее о том, каковы отличительные особенности зрения детей до года.
Мир глазами новорожденного
Младенец, который только появился на свет, близорук и может различить только оттенки черного и белого. Это связано с тем, что чувствительные клетки на сетчатке, передающие импульсы в зрительный нерв, который несет информацию к мозгу, сформированы еще не полностью. Под воздействием многочисленных поступающих импульсов эти клетки быстро созревают. Из-за того, что в утробе мамы малыш ничего не видел в темноте, ему не нужна была способность фокусироваться на предметах. Поэтому в течение первых нескольких месяцев жизни развиваются, совершенствуются аккомодация и конвергенция: способности двигать обоими глазами синхронно, фокусируя взгляд на предметах. Пока эти функции полностью не сформируются, может возникать ощущение, что глазки слегка косят, двигаются несинхронно, малыш смотрит как будто сквозь предметы или лица1.
На протяжении первых недель малыш запоминает лицо мамы. Он может отличить ее от любых других лиц. Есть предположение, что ребенок различает контраст кожи и волос, ориентируясь на границу их роста в области лба. Если мама наденет платок или шапочку, младенец может ее не узнать. Поэтому, чтобы малышу было проще, не стоит менять прическу в первые 1–2 месяца его жизни.
Врачи-офтальмологи также предполагают, что новорожденные лучше различают движущиеся предметы, нежели неподвижные. Поэтому даже в первые недели жизни дети активно реагируют на изменение выражения лица мамы. Но важно, чтобы лицо находилось на расстоянии не дальше, чем 20–30 см от глаз младенца.
Таким образом, ко второму месяцу жизни:
- Интерес вызывают черно-белые и яркие однотонные образы.
- Малыш различает лица, разглядывает их, если они расположены близко к нему.
- Ребенок фиксирует взгляд на тех предметах, которые расположены примерно в 30 см от лица.
Особенности зрения детей в первые месяцы жизни
Расскажем о самых интересных особенностях зрения младенцев:
- Родители часто обращают внимание, что глаза новорожденного, если он не спит, очень большие. Это связано с тем, что глазница неглубокая, а глазное яблоко достаточно крупное.
- Дети менее чувствительны к свету, нежели взрослые. Поэтому им совершенно не помешает ночник в детской комнате — световой порог в первые месяцы у них выше примерно в 20–50 раз.
- Способность различать цвета формируется достаточно быстро — уже через 1–2 недели малыши хорошо различают красный, желтый, оранжевый и желтый. Примерно месяц уходит на то, чтобы научиться различать фиолетовый и синий.
- В первые 2 месяца дети плачут практически без слез. Это связано с тем, что основная слезная железа начинает активно работать только к 2–3 месяцам. До этого за увлажнение глаз отвечают мелкие железы на конъюнктиве век и глаза.
- В первые 4–6 месяцев периодически можно обнаружить, что глазки отклоняются от продольной оси внутрь или наружу. Родителям кажется, что один или оба глаза «косят». Это допустимо, поскольку формируется содружественное движение глаз. Но если один или оба глаза часто фиксируются в таком аномальном положении, нужно немедленно обратиться к врачу2.
Каким будет цвет глаз?
Цвет глаз малыша определяет радужная оболочка, но при рождении ее цвет неопределенный, серо-голубой практически у всех детей. В течение первого года жизни происходит накопление пигмента, и даже светлые при рождении глазки могут стать карими. Поэтому сказать заранее, какого цвета будут глаза у ребенка, нельзя. Это зависит от наследственности — тех генов, которые переданы от родителей.
Окончательно говорить о цвете глаз можно к трем годам, до этого радужная оболочка еще формируется. Но уже к 6–8 месяцам можно определить, будет ли малыш темно- или светлоглазым.
Иногда у ребенка радужка левого и правого глаза может иметь разный цвет. Эта особенность называется гетерохромией. Она может быть наследственной, возникает как спонтанная мутация или признак определенных патологий. Если родители заметили подобную особенность, стоит проконсультироваться у врача3.
Чтобы глазки были здоровы
Радужная оболочка младенческих глаз очень нежная, слабо реагирует на раздражения. Реснички тонкие, редкие и не могут полноценно защитить глаза от внешних воздействий (пыль, мелкие инородные предметы). Ребенок моргает реже взрослого, его глазки хуже увлажняются и очищаются. Кроме того, новорожденные в первые недели жизни плачут без слез. Поэтому нужно следить за чистотой воздуха, гигиеной глаз.
Не менее важно поступление питательных компонентов, необходимых для развития зрения. Идеальная пища для новорожденных и детей раннего возраста — грудное молоко. Оно включает все необходимые компоненты для здоровья глаз, включая витамин А и лютеин.
Лютеин — это важный антиоксидант для здоровья глаз, защищающий сетчатку от повреждений. Интересно, что самостоятельно он не вырабатывается в организме — малыш может получить его только с питанием. Поэтому в случае, если ребенок находится на смешанном или искусственном вскармливании, обратите внимание на наличие этого компонента в составе смеси. Например, лютеин содержится в Similac Gold, Similac Комфорт и Similac Гипоаллергенный. Также он есть в составе смеси на основе соевого белка — Similac Изомил. Не забудьте обратиться к педиатру за консультацией.
Что может помочь в развитии зрения
Для активного развития зрения младенца, укрепления зрительных мышц и полноценной стимуляции сетчатки, зрительного нерва и мозговых зрительных центров можно проводить дополнительные занятия. Малыш быстрее научится различать предметы, фокусировать взгляд, потренирует глазные мышцы. Попробуйте следующие методики:
- Повороты головы. Улыбайтесь крохе, говорите с ним, при этом поворачивая его головку из стороны в сторону. Он будет пытаться следить за вашим лицом, учиться фокусировать взгляд. Дополнить упражнение можно демонстрацией крупного кубика, окрашенного в красный или оранжевый цвет.
- Вертикальное положение. Малышу, не достигшему месячного возраста, проще оценивать и воспринимать различные предметы, находясь в вертикальном положении. Можно носить ребенка «столбиком», фиксируя руками шею и спинку, прижав к себе. Так кроха будет постепенно изучать обстановку, крупные предметы, разглядывать мир.
- Постепенно начинайте использовать разноцветные игрушки — кубики, пластиковые колечки, мячики. Сначала кроха различает только основные цвета, но постепенно сможет отличить уже оттенки одного цвета. Соответственно, на игрушки разного цвета он будет реагировать по-разному. Играть лучше через день, начиная с желтых и красных игрушек разного оттенка. Их маленькие дети видят лучше других.
- На 2–3 месяце повесьте над кроваткой мобиль — это карусель с игрушками. Ребенок будет фокусироваться на них взглядом, изучать, пытаться задеть их ручками, при этом радостно оживляясь. Чтобы малышу не надоедало это развлечение, вешайте разные игрушки каждые 2–3 дня4.
На что нужно обращать внимание
Есть ситуации, которые должны стать поводом для консультации со специалистом. Не стоит сразу переживать, помните — каждый малыш индивидуален, сроки освоения тех или иных навыков у детей могут различаться. Однако лучше посетите педиатра или окулиста, если:
- в три месяца кроха не поворачивает голову в сторону звуков и не следит взглядом за мамой;
- к трем месяцам малыш не реагирует на окружающие предметы, не фокусируется на лицах;
- в возрасте полугода и старше глазки ребенка периодически косят.
Кроме того, можно обсудить с врачом любые другие вопросы, которые возникают по поводу зрения ребенка.
Материал носит информационный характер и не может заменить консультации специалиста.
RU-SIMILAC-2200030
Список литературы:
- Зрение у детей: Проблемы развития / Базарный В. Ф.— Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991 —140 с. ISBN 5—02—029233—8. УДК 618.477.
- Щербакова, А. В. Причины и признаки нарушений зрения / А. В. Щербакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 176-178. — Электронный источник: https://moluch.ru/archive/175/45959/.
- Сердюков В. Г. Социально-гигиенические особенности условий жизни, как факторы риска для здоровья детей / В. Г. Сердюков, А. А. Антонова, Г. А. Яманова, Д. В. Давыденко, И. С. Елизарова, В. Ф. Боговденова // Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции ученых и специалистов Роспотребнадзора / Астрахань: Издательство Астраханский ГМУ. – 2019. – С. 71-76.
- Сибирякова Н. В. Оценка распространенности заболеваемости органа зрения среди детского населения / Н. В. Сибирякова, О. А. Чапрасова, Е. П. Голянова и др. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 2 (104) Часть 3. — С. 51—54. — Электронный источник: https://research-journal.org/medical/ocenka-rasprostranennosti-zabolevaemosti-organa-zreniya-sredi-detskogo-naseleniya/ (дата обращения: 16.03.2022). doi: 10.23670/IRJ.2021.103.2.071.