Здоровый сон необходим для правильного развития крохи. Но если одни дети без проблем засыпают в течение нескольких минут после укладывания в постель, других приходится укачивать часами. Почему так происходит? Как родителям ускорить этот процесс?
Содержание
Почему малыш плохо спит
Что такое самостоятельное засыпание
Методики и ритуалы засыпания
Почему малыш плохо спит
Циркадные ритмы, то есть режим сна и бодрствования, у малыша начинает формироваться еще до рождения, за счет гормонов матери1,2. После появления на свет детскому организму необходимо уже самостоятельно сформировать свою гормональную систему и «взрослый» режим дня. Такой сложный процесс требует времени и происходит в несколько этапов. Каждый — со своими особенностями.
Новорожденный малыш спит практически постоянно — около 16-17 часов1. Периоды сна не зависят от времени суток и распределяются относительно равномерно в течение дня.
Затем в первые месяцы жизни у ребенка формируются 2 фазы сна: активная (поверхностная) и спокойная (глубокая). Во время первой у крохи наблюдаются активные движения глазных яблок, ручек, ножек, головы, ему снятся сны. При этом на внешние факторы, например на громкие звуки и прикосновения, ребенок реагирует слабо. Спокойный сон наступает после активного, а вместе с тем снижается двигательная активность1,2.
Эти две фазы образуют цикл длиной примерно 45-60 минут1,2. За один сон проходит несколько таких циклов, между которыми есть периоды небольших пробуждений. Во время этих пробуждений ребенок может проснуться или практически сразу переключиться на новый цикл2.
То, сколько часов малыш проспит непрерывно, зависит от многих факторов. Например, на грудном вскармливании цикл «сон — бодрствование» короче, чем на искусственном. Разумеется, влияет и возраст: по мере роста и развития малыша длина цикла и промежутки непрерывного сна увеличиваются. Например, к трем месяцам кроха может спать непрерывно до 5-6 часов2.
Также со временем малыш начинает спать преимущественно ночью. По разным данным, к двум годам ребенку может потребоваться всего один дневной сон, а к 5 годам необходимость спать днем отпадает1,2.
На протяжении всего периода формирования циркадных ритмов родители неизбежно столкнутся с проблемами засыпания2. Во-первых, организм малыша постоянно меняется и перестраивается: формируются сложные нейронные связи, приобретаются новые навыки. На фоне постоянных изменений в нервной системе неизбежно возникают периоды так называемого регресса сна.
Во-вторых, немалую роль играют внешние факторы. Например, если вечером ребенок слишком плотно поел, перевозбудился от игр или если в спальне слишком душно, уложить его будет непросто. Иногда виной всему медицинские причины: беспокоят колики, поднялась температура, режутся зубы.
В-третьих, могут возникать так называемые поведенческие инсомнии (нарушения сна), когда у малютки сформировалось неправильное представление о процессе засыпания. Например, малыш способен уснуть только на руках мамы или только во время кормления2.
Проблемы с засыпанием могут беспокоить ребенка не только в первые годы жизни. У детей 3-5 лет могут возникать страшные сны, разговоры и блуждание во сне (лунатизм), скрежетание зубов (бруксизм), непроизвольное мочеиспускание во сне (энурез), ночные пробуждения2,3. При всех этих нарушениях необходимо проконсультироваться со специалистом.
Что такое самостоятельное засыпание
Это способность малыша заснуть без помощи взрослых после того, как его уложили в кроватку. Некоторые дети практически сразу осваивают этот навык, родителям других приходится нелегко: они вынуждены часами уговаривать, укачивать ребенка. А иногда малыш способен заснуть только на руках у мамы или папы, и кроху невозможно оставить на вечер с бабушкой или няней.
Разумеется, навык самостоятельного засыпания здорово облегчит жизнь родителям. Чтобы его выработать, в первую очередь педиатры рекомендуют создать подходящие условия для сна3,4,5:
- Соблюдайте четкий режим дня, даже в выходные дни. Если ребенок просыпается, засыпает, ест, играет в одно и то же время, ему проще сформировать циркадные ритмы.
- В течение дня обеспечьте ребенку достаточное количество физической активности. А за 1-2 часа до отбоя следует прекратить активные игры, выключить телевизор и другие источники громких звуков, приглушить свет, чтобы избежать перевозбуждения.
- Следите за питанием. К моменту отбоя ребенок должен быть сыт. А чтобы избежать неприятных ощущений в животе, последний прием нужно сделать легким. Здорово, если в вечернем меню будут продукты, содержащие мелатонин. Это вещество способствует нормализации режима дня и быстрому засыпанию, снижает уровень стресса. Мелатонин и его предшественники содержатся, например, в бананах и индейке. Не стоит давать вечером ребенку сладости, от них он может стать слишком активным.
- Перед укладыванием помещение, где стоит детская кроватка, необходимо как следует проветрить.
- Постель должна быть теплой, но не жаркой.
- Недопустимо тугое пеленание малыша: оно ограничивает амплитуду дыхательных движений. А для детей постарше важно выбирать удобную одежду, из натуральных материалов и без лишних швов.
- Не следует играть или есть в кроватке. Малыш должен четко понимать: это место предназначено только для того, чтобы спать.
Также важно поймать правильный момент: если кроха начинает зевать, тереть глаза, капризничать, стоит отложить все дела и отправить ребенка в постель. Иначе он может переутомиться, и в этом состоянии уложить его гораздо труднее4.
Иногда вышеперечисленных мер достаточно для того, чтобы малыш, наконец, начал засыпать самостоятельно. Если же они не сработали, родители могут попробовать различные методики засыпания.
Методики и ритуалы засыпания
Прежде чем рассказать о них, напомним: каждый ребенок индивидуален. Одни методики могут дать быстрый эффект, другие — не подойти совсем и только усугубить ситуацию. Поэтому, применяя любую из них, нужно внимательно следить за самочувствием крохи. Если есть возможность, заведите специальный дневник и отмечайте успешность того или иного метода, качество сна малютки, а также другие важные детали.
Метод Вайсблута или «методика оставления». После того как родитель уложил кроху в кровать, он уходит из комнаты и не реагирует на возмущения. Малыш некоторое время беспокоится и плачет, но со временем утомляется и засыпает. На данный момент метод считается спорным. С одной стороны, эффект наступает уже к четвертой ночи. С другой, родителям зачастую сложно справиться с чувством вины и не «сорваться»4. Наконец, долгое оставление малютки без присмотра может быть небезопасно. Поэтому все чаще специалисты рекомендуют более мягкие методики. Рассмотрим их далее.
Метод Фербера или «методика проверки и выдержки». В этом случае родитель также оставляет ребенка в комнате, но через 15 минут возвращается, проверяет его, а затем уходит. И так до тех пор, пока малыш не уснет. Интервалы между проверками каждый раз следует увеличивать на 2-3 минуты. Метод считается более щадящим, но процесс обучения крохи, скорее всего, затянется4.
Если родителям сложно оставлять малыша одного в комнате, можно попробовать более мягкий вариант метода. Уложив кроху, мама или папа остается в комнате. В первую ночь родитель может сидеть на краю кроватки или на стуле возле нее. В следующую отставляет стул немного дальше. Таким образом, родитель плавно увеличивает расстояние между собой и ребенком. Вместе с тем необходимо постепенно сократить количество разговоров, прикосновений и других контактов с малышом4.
Бывает так, что малыш совсем не может уснуть без привычных ему вещей. Например, без укачивания на руках. В этом случае придется набраться терпения и плавно, день за днем сокращать время привычного действия. И так до тех пор, пока кроха не утратит в нем потребность4.
Наконец, на замену неправильным привычкам можно выработать новые ритуалы укладывания. Это методика, знакомая нам с детства. Родители организуют набор действий, предшествующих засыпанию. Таким образом у ребенка появляется четкая ассоциация «ритуал — сон». Одни и те же действия должны повторяться ежедневно, непосредственно перед тем, как идти спать. Какие подойдут для быстрого засыпания:
- Сказки и колыбельные. Это может быть одна и та же история или разные — все зависит от предпочтений малыша. Здорово, если со временем сказки смогут читать другие члены семьи, а не только мама с папой. Так ребенок со временем научится засыпать без участия родителей.
- Спокойная музыка. Можно включать ее за 30-60 минут до отбоя, не слишком громко. В качестве альтернативного варианта можно использовать звуки природы или белый шум.
- Успокаивающие игры. Подойдут рисование, лепка из пластилина, аппликации, собирание пазлов или конструктора, изучение предметов на бизиборде и другие игры с монотонными, повторяющимися действиями.
- Игрушка для сна. Это может быть плюшевый мишка или другой зверек, встретить которого малыш может только перед тем, как пойдет спать. Помните: игрушка должна быть безопасной, из натуральных неаллергенных материалов. Заранее убедитесь, что, обнимая компаньона, ребенок не сможет случайно перекрыть себе дыхательные пути.
- Массаж. Он должен быть расслабляющим. Например, легкие поглаживания или похлопывания. Еще один возможный вариант — пальчиковые игры. Например, «Сорока-ворона» или «Пять утят».
- Купание. С этим ритуалом стоит быть поосторожнее: на некоторых детей водные процедуры оказывают скорее бодрящий, нежели успокаивающий эффект.
Можно методично перебрать несколько ритуалов, а затем выбрать один-два из тех, которые сработали лучше всего.
Наладить сон крохи — непростая задача. Родители неизбежно столкнутся с капризами, плачем и бессонными ночами. Здесь важно помнить, что однажды все приложенные усилия будут оправданы, и ребенок обязательно научится засыпать самостоятельно. Главное — не сдаваться. Напомним: здоровый сон необходим для правильного роста и развития крохи.
Бывает и так, что ни одна из методик не работает, или есть другой повод для беспокойства. В этом случае необходимо своевременно обратиться за помощью.
Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста.
Список литературы:
- Кельмансон М. Г. Формирование состояния сна в онтогенезе и возникающие при этом проблемы // Неврология и психиатрия. Спецвыпуск «Сон и его расстройства-5». Эффективная фармакотерапия. - 2017. - №35. - С. 4-13.
- Полуэктов М. Г., Пчелина П. В., Сон у детей: от физиологии к патологии // Медицинский совет. - 2017. - №9. - С. 98-103.
- Немкова С. А., 2, Маслова О. И., Заваденко Н. Н., Ли Т., Володин Н. Н.,. Доровских В. А,. Каркашадзе Г. А, Мамедьяров А. М., Алтунин В. В., Абашидзе Э. А., Кожевникова О. В., Нестеровский Ю. Е. Комплексная диагностика и коррекция нарушений сна у детей // Педиатрическая фармакология.. - 2015. - №12. - С. 180-189.
- Полуэктов М. Г., Пчелина П. В. Как лечить инсомнию раннего детского возраста // Неврология и психиатрия. Спецвыпуск «Сон и его расстройства-4». Эффективная фармакотерапия. - 2016. - №19. - С. 52-60.
- Хачатрян Л. Г., Погорелова М. С., Геппе Н. А.,Лемешко И. Д., Касанаве Е. В., Фролкова Е. В., Трепилец В. М. Проблемы нарушения сна у детей раннего возраста: вопросы диагностики и коррекции // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.. - 2019. - №7. - С. 25-32.
-SIMILAC-2400079