По мере роста и адаптации малыша родители неизбежно сталкиваются с возрастными кризисами — переломными моментами в психическом развитии1.
В эти периоды быстрый рост внутренних органов и тканей сопровождается увеличением числа нейронных связей и появлением новых навыков1,2. То есть кризис — это не болезнь и не проявление каких-либо невротических расстройств, а лишь поворотный пункт в развитии. Что же свойственно детским возрастным кризисам?
Как проявляются возрастные кризисы
У каждого ребенка этот процесс протекает индивидуально. Но можно выделить несколько общих черт. Чаще всего у ребенка до 3 лет любые возрастные изменения можно условно разделить на 3 этапа1:
- В начале скачка развития родители могут столкнуться с перепадами настроения, плаксивостью, обидчивостью, нарушениями сна. В этот момент малыш еще не до конца осознает, что с ним происходит и как обработать новую информацию.
- Затем слезы сходят на нет. Дети начинают понимать и принимать изменения в своем теле, а также активно изучать и отрабатывать новые навыки с родителями и самостоятельно.
- Наконец, дети полностью осваиваются, наслаждаются новыми способностями и играют самостоятельно.
Узнав о существовании и проявлениях критических моментов в развитии детей, вы сможете лучше понимать своего ребенка и не будете волноваться, когда у него начнется очередной период капризов и слез.
Календарь кризисов
Принято выделять кризисы1:
- новорожденности — первые 4 недели после рождения;
- первого года жизни;
- трех лет;
- семи лет;
- 11–15 лет;
- 17 лет.
Самые серьезные изменения организм малыша претерпевает в течение первых двух кризисов, особенно со стороны нервной системы: она постоянно формирует нейронные связи и помогает приобретать новые навыки. Скорость обучения и объем новой информации в этот период настолько велики, что малыш с трудом с ними справляется. В итоге родители вынуждены сталкиваться с неприятными «симптомами» возрастных скачков каждые несколько недель или чаще. Это неудивительно: даже взрослому человеку было бы сложно обучаться все свободное ото сна время без выходных.
Кризис новорожденности
Это один из наиболее сложных периодов в жизни младенца. После рождения чаду необходимо освоить новый тип питания, научиться дышать, двигаться, поддерживать нужную температуру тела и взаимодействовать с окружающим миром. В первые дни его поддерживают врожденные механизмы выживания — безусловные рефлексы, такие как сосание и дыхание. Постепенно они заменяются более сложными — условными. Например, если малыш голоден или испытывает дискомфорт, он начинает кричать, чтобы обратить на себя внимание родителей и получить помощь2.
Уже к концу первого переходного этапа у малыша формируются2:
- комплекс оживления: ребенок способен сосредоточить внимание на предметах и звуках;
- первые эмоции: улыбка, вокализация, радостные вскрики;
- первые движения ручками и ножками, попытки повернуть головку;
- привязанность — малыш узнает близких, улыбается им.
Процесс психологической адаптации крохи во многом зависит от родителей, поэтому в первый месяц жизни важно обеспечить ему ощущение безопасности — чаще брать на руки, обнимать, гладить, целовать, смешить, поддерживать зрительный контакт и прикладывать к груди по требованию.
Как проявляется кризис первого года жизни
Он не имеет четких временных границ и может длиться от нескольких месяцев до полутора лет.
Это один из самых «проблемных» периодов для родителей. В первый год жизни у детей появляются первые значимые капризы и недовольства, которые чередуются со «спокойными» промежутками. И эти чередования сопровождают практически каждый этап психомоторного развития ребенка. Они неизбежны при освоении новых умений.
Вот лишь некоторые из навыков, приобретение которых может сопровождаться беспокойством малыша2:
- В 1,5 месяца дети уже видят дальше 30 сантиметров, улыбаются более осознанно и начинают прослеживать первые причинно-следственные связи. Например, если кроху принесли в ванную, настало время купания.
- Ближе к концу 2-го месяца малыши способны внимательно следить за предметами и слушать речь близких, музыку, а также корчить рожицы, агукать, держать и поворачивать головку.
- В 3 месяца движения детей становятся плавнее, а мир наполняется новыми деталями. Малыши активно изучают свое тело и предметы вокруг, тянут руки и игрушки в рот, могут произносить гласные звуки, проявлять более сложные эмоции: радость, интерес, скуку.
- 4 месяца — время еще более детального изучения окружающего мира. Дети переворачиваются, пытаются садиться и ползать, отдают предпочтение любимым игрушкам, реагируют на свое отражение в зеркале и имя, просятся на ручки и, разумеется, продолжают тянуть в рот игрушки и другие предметы.
- В 5–6 месяцев дети уже присаживаются и пытаются встать с поддержкой, уверенно берут вещи в руки, отдают предпочтение разным игрушкам и активностям, начинают понимать такие слова, как «да» и «нет».
- В 8–9 месяцев предметы вокруг детей приобретают категории: игрушки, одежда, еда. Малыш начинает различать формы и цвета, может подать что-то по просьбе мамы, играть некоторое время самостоятельно, повторять простые слова и действия за взрослыми. Появляются новые сложные эмоции, например ревность и сочувствие.
- К 10 месяцам дети указывают на предметы, чтобы получить их, пытаются использовать простые слова, собирают сложные конструкции из кубиков, могут показать, где у них носик и глазки, пробуют кушать ложкой самостоятельно.
- К году дети могут брать инициативу в свои руки и самостоятельно доставать нужные им игрушки, помогать маме складывать их, слушать короткие сказки. Продолжается активное развитие моторики: с помощью родителей малыши также пробуют рисовать и ходить на горшок, пытаются вести себя как взрослые.
Разумеется, вышеуказанные навыки и время их приобретения очень примерны, ведь каждый ребенок индивидуален. Например, один малыш быстрее развивается в движениях, а другой не спешит бегать по комнате, зато отлично лепечет.
Можно заметить, что по мере того, как происходящие изменения становятся более сложными, ребенку требуется больше времени для адаптации к ним, поэтому периоды перепадов настроения могут продолжаться от 1 до 6 недель. Но вместе с тем увеличиваются промежутки между переходными этапами. Степень выраженности капризов и других проявлений тоже индивидуальна — бывают случаи, когда родители даже не замечают перемены настроения у малютки. Однако едва ли первый год жизни малыша пройдет спокойно.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются новоиспеченные родители в период первого года жизни1,2:
- Нежелание отпускать маму. Малютка постоянно просится на руки, требует укачивания и не может заснуть самостоятельно.
- Нарушения циклов сна и бодрствования (так называемые регрессы сна), чувства голода-насыщения, а также обидчивость, плаксивость, частые перепады настроения.
- Необходимость постоянно следить за крохой. Как только малыш начинает ползать, вставать и ходить, его внимание начинают притягивать вещи, которые для него небезопасны. Поэтому за ребенком нужно всегда присматривать.
Рекомендации для родителей
В кризисные периоды важно уделять малютке достаточно внимания. Обнимайте, берите на руки, разговаривайте, объясняйте, интересуйтесь открытиями своего малыша2.
Не стоит ограничивать ребенка в движениях. Старайтесь не забирать все предметы, которые малютка захочет схватить. Таким образом он формирует сенсорный опыт, необходимый для развития. Уберите повыше все опасные предметы и дайте ребенку возможность исследовать безопасное пространство. Чаду необходимо научиться совершать ошибки — это один из важнейших элементов обучения.
Помните, что кризис — временное явление, которое требует от родителей терпения, мудрости и спокойствия. Чтобы легче его пережить, обязательно используйте любую возможность, чтобы отдохнуть. Не стесняйтесь просить о помощи родных и близких.
Хотя переходные периоды у малыша индивидуальны, вы можете отследить определенные закономерности, попробовать предугадать очередной кризис и подготовиться к нему. Сейчас существуют специальные приложения и дневники, позволяющие «ловить» переломные моменты, исходя из планируемой даты родов и данных об изменениях в поведении ребенка3.
Рост, развитие и адаптация малютки к условиям окружающего мира — сложный, но одновременно интересный и важный процесс. Главное — не впадать в панику и не ругать своего ребенка за плохое поведение. В периоды детских кризисов и скачков роста важно дать своему крохе любовь и поддержку, это будет для него самой лучшей помощью в преодолении трудностей взросления.
Материал носит информационный характер и не заменяет консультацию специалиста.
Список литературы:
- Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для ВУЗов; В. А. Кручинин В. А, Комарова Н. Ф. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 219 с.
- Профилактическая педиатрия: Руководство для врачей; под ред. Баранова А. А., Намазовой Барановой Л. С. – Москва: ПедиатрЪ, 2015. – 692 с.
- Скачки в умственном развитии вашего ребенка // Чудесные недели URL: https://thewonderweeks.com/leaps/ (дата обращения: 07.01.2025).
RU-SIMILAC-2200052