По мере роста и адаптации младенца родители сталкиваются с возрастными кризисами — переломными моментами в психическом развитии. В эти периоды быстрый рост внутренних органов и тканей сопровождается увеличением числа нейронных связей и появлением новых навыков у малыша. Давайте разберемся в «симптомах», свойственных детским возрастным кризисам.
Как проявляются возрастные кризисы
Типичный детский возрастной кризис состоит из 3 фаз1:
- Фаза внезапных перепадов настроения, плаксивости, обидчивости, нарушений сна.
- Фаза «светлого промежутка» — когда слезы сходят на нет. Дети начинают отрабатывать новые навыки с родителями.
- Фаза независимости — когда детки наслаждаются новыми способностями и играют самостоятельно.
Узнав о существовании критических моментов в развитии детей, вы сможете лучше понимать причины поведения своего ребенка и не будете волноваться, когда у него начнется очередной период капризов и слез.
Календарь кризисов
Выделяют кризисы:
- новорожденности — первые 4 недели после рождения,
- первого года жизни,
- трех лет,
- семи лет,
- пубертатный кризис — приходится на промежуток 11-15 лет,
- 17 лет (часто начинается еще в пятнадцатилетнем возрасте)2.
Далее мы поговорим подробнее о двух первых, самых ранних кризисах.
Кризис новорожденности
Его причинами являются катастрофические изменения условий жизни младенца после рождения. У малыша формируется новый тип питания, дыхания, устанавливается терморегуляция и запускаются врожденные механизмы выживания — безусловные рефлексы3.
Процесс психологической адаптации крохи полностью зависит от родителей, поэтому в первый месяц жизни важно обеспечить ему ощущение безопасности — чаще брать на руки, обнимать, гладить, целовать, смешить, поддерживать зрительный контакт и прикладывать к груди по требованию.
К концу переходного этапа у малыша формируются:
- комплекс оживления: замирание и сосредоточение на предметах и звуках, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление, радостные вскрики;
- привязанность — кроха узнает близких, улыбается им3.
Следующим серьезным переходным периодом становится возраст около года.
Как проявляется кризис первого года жизни
Возраст одного года является одним из самых «проблемных», так как в этот период жизни ребенка появляются первые значимые капризы и недовольства. С освоением ходьбы внимание малыша начинают притягивать вещи, которые для него небезопасны, а потому запрещены. Регулярно получая отказ, кроха начинает выдавать «эмоциональные взрывы»: становится агрессивным, обижается, бросается на пол и заливается слезами.
Другое проявление кризисного этапа — нежелание отпускать маму. Малыш постоянно просится на руки, виснет на шее, ревнует маму к тем, кто вступает с ней в контакт.
Помимо прочего, для переломного периода первого года жизни характерны нарушения циклов сна-бодрствования, чувства голода-насыщения, а также эмоциональные аномалии — повышенная обидчивость, плаксивость.
Одни из важных приобретений крохи к первому году жизни — первые шаги и первые слова. Дети начинают самостоятельно передвигаться с 5-6 месяцев — сначала по-пластунски, потом на четвереньках, а затем, ближе к 10 месяцам, начинают вставать с опорой и совершать первые шаги.
Речь малюток часто понятна только близким взрослым, слова носят указательный характер — «Дай!», «Мое!». Кроме этого, у малыша проявляется самостоятельность и формируется осознание своего «Я».
К концу этого кризисного периода дети приобретают:
- автономную речь — эмоциональную, многозначную;
- ощущение самостоятельности, индивидуальности;
- произвольные движения, жесты;
- осознание границ — что можно, а что нельзя.
По мере того как происходящие изменения становятся более сложными, ребенку требуется больше времени для адаптации к ним, поэтому периоды перепадов настроения могут продолжаться от 1 до 6 недель. Степень выраженности переходных этапов индивидуальна — бывают случаи, когда родители даже не замечают перемены настроения у ребенка.
Рекомендации для родителей
- В кризисные периоды важно уделять ребенку достаточно внимания. Обнимайте, берите на руки, разговаривайте, объясняйте, интересуйтесь открытиями своего крохи.
- Не стоит ограничивать ребенка в движениях — это может спровоцировать истерику. Старайтесь не забирать все предметы, которые малютка захочет схватить, — таким образом он формирует сенсорный опыт, необходимый для развития.
- Уберите повыше все запрещенные предметы и дайте ребенку возможность исследовать безопасное пространство.
- Помните, что кризис — временное явление, которое требует от родителей терпения, мудрости и спокойствия.
Рост, развитие и адаптация вашего малыша к условиям окружающего мира — сложный, но одновременно интересный и важный процесс. Главное — не впадать в панику и не ругать своего ребенка за плохое поведение. В периоды детских кризисов и скачков роста важно дать своему крохе любовь и поддержку, это будет для него самой лучшей помощью в преодолении трудностей взросления.
Список литературы:
- Волченко Н. С. Сущность и структура возрастных кризисов. https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-vozrastnyh-krizisov
- Шакирова Д. М. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста. 2019. https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-krizisy-u-detey-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta/viewer
- О. В. Шапатина, Е. А. Павлова. Психология развития и возрастная психология. 2007. https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/pi/ums/kpp/PP/shapatina.pdf
RU-SIMILAC-2200052