Для взрослого человека ходьба, письмо, застегивание пуговиц — процессы, доведенные до автоматизма. Мы даже не задумываемся об этих действиях, хотя все они требуют слаженной работы мышц и головного мозга. Каждое наше движение — результат развития мелкой и крупной моторики. Поэтому важно уделять внимание совершенствованию этих навыков у ребенка. Какие упражнения помогают развивать мелкую и крупную моторику? Как организовать домашние занятия? Какие развивающие игрушки и материалы лучше выбирать? На эти вопросы ответим в статье.
Содержание
Что такое моторика?
Важность развития крупной и мелкой моторики
Моторика и речь: как связаны развитие рук и речевые навыки
Этапы развития моторики у детей по возрасту
Упражнения для развития крупной моторики
Упражнения для развития мелкой моторики
Советы по организации домашних занятий
Советы по выбору развивающих игрушек и материалов
Что такое моторика?
Моторика — совокупность движений в определенной последовательности для выполнения конкретных задач. Она бывает крупной и мелкой1.
Крупная моторика — движения, в которых задействованы крупные мышцы рук, ног и туловища. К таким движениям относятся2:
- ходьба,
- бег,
- прыжки,
- подъем по лестнице,
- игра в мяч.
Мелкая моторика — это небольшие, точные движения, которые мы совершаем кистью, стопой, пальцами рук или ног. Вот примеры таких движений3:
- удерживание ручки и письмо,
- разрезание бумаги,
- печатание на клавиатуре,
- застегивание пуговиц,
- прием пищи,
- игра на фортепиано.
Говоря о мелкой моторике кистей и пальцев рук, часто применяют термин «ловкость»4.
Важность развития крупной и мелкой моторики
Движения — часть нашей повседневной жизни. С помощью моторных навыков ребенок исследует и изучает мир. Благодаря им он может быть более самостоятельным и мобильным2.
Многочисленные повседневные задачи — от чистки зубов до отправки текстовых сообщений — требуют мелких и точных движений3. Недостаточное развитие навыков мелкой и крупной моторики может отразиться на самооценке ребенка, его уверенности в себе, а также успеваемости в школе2.
Моторика и речь: как связаны развитие рук и речевые навыки
Развитие речи у ребенка тесно связано с развитием мелкой моторики рук. Это можно объяснить анатомическими особенностями головного мозга. В нем есть особая область — моторная кора, которая отвечает за произвольные движения человека. Около трети этой коры занимает зона, регулирующая движения кистей рук. Она расположена очень близко к центру речи1,5.
Чтобы развивалась речь, нужно не только тренировать артикуляционный аппарат ребенка, но также уделять внимание мелкой моторике1,5. Она способствует улучшению интеллектуальных способностей и оказывает влияние на общее психическое развитие. Во время пальчиковых игр6:
- возбуждаются речевые центры головного мозга и стимулируется развитие речи;
- формируется умение подражать взрослому;
- появляется навык вслушиваться и понимать смысл сказанного;
- развивается память, воображение и фантазия.
Этапы развития моторики у детей по возрасту

Первые движения ребенок делает во время внутриутробного развития, когда пинается и двигает ручками. После рождения моторные навыки продолжают развиваться. Постепенно младенец учится удерживать голову, ползать, ходить. По мере того как мышцы становятся сильнее, количество моторных навыков растет, они становятся более сложными. Малыш учится прыгать, стоять на одной ноге, кататься на велосипеде2.
Каждый ребенок развивается в своем темпе. Однако большинство детей проходят через определенные изменения примерно в одно и то же время. Основные этапы развития крупных двигательных навыков у ребенка2,7:
- в 2-4 месяца держит головку;
- в 3,5-6,5 месяцев переворачивается;
- в 4,8-8 месяцев сидит;
- в 5-9 месяцев ползает;
- в 6-11 месяцев встает;
- в 6,5-12,5 месяцев шагает с поддержкой;
- в 8-13 месяцев стоит самостоятельно;
- в 9-14 месяцев ходит самостоятельно;
- в 1,5-2 года поднимается и спускается по лестнице, пытается бегать;
- в 3 года прыгает на месте, катается на трехколесном велосипеде, ловит мяч всем телом;
- в 4 года стоит на одной ноге, ходит прямо по линии, бегает вокруг препятствий.
Мелкая моторика развивается с рождения. У новорожденных есть хватательный рефлекс. Если вложить малышу в руку предмет, пальцы сожмутся. На втором месяце жизни рефлекс постепенно угасает, действия по захвату предметов становятся более осознанными1.
Малыш разглядывает свои руки, учится ими управлять, захватывает предметы сначала всей ладонью, а затем двумя пальцами. Позже родители учат его правильно держать столовые приборы и карандаши. В дошкольном возрасте движения становятся все более разнообразными, точными, скоординированными4.
Основные этапы развития мелких двигательных навыков у ребенка1,3:
- в 3 месяца удерживает вложенную в ладонь игрушку с помощью мизинца, безымянного и среднего пальцев;
- в 4 месяца подносит руки к лицу, рассматривает и вкладывает их в рот, потирает друг о друга;
- в 5 месяцев может произвольно взять предмет, лежащий рядом;
- в 6-7 месяцев держит бутылочку двумя руками, берет игрушки ладонью и удерживает их большим, указательным и средним пальцами, перекладывает предметы из одной руки в другую;
- в 8-10 месяцев использует пинцетный захват тремя или четырьмя вытянутыми пальцами, играет в «ладушки», машет на прощание;
- в 11-12 месяцев держит предмет с помощью большого и указательного пальцев;
- в 1-2 года пользуется столовыми приборами, перелистывает несколько страниц книги за раз, рисует мелками или карандашами;
- в 2-3 года перелистывает отдельные страницы книги, делает небольшие надрезы ножницами;
- в 3-4 года пользуется исключительно пальцами для удержания карандаша, не сжимая руку в кулак;
- в 4-5 лет разрезает лист бумаги по линии, самостоятельно одевается и раздевается;
- в 5-6 лет вырезает простые фигуры ножницами, раскрашивает;
- в 6-7 лет завязывает шнурки, пишет буквы и цифры.
Движения продолжают совершенствоваться по мере взросления ребенка и даже во взрослом возрасте. Например, мелкую моторику активно развивают скалолазы и хирурги2.
Упражнения для развития крупной моторики
Дети осваивают множество двигательных навыков, взаимодействуя с окружающей средой. Но есть также способы помочь ребенку улучшить эти навыки.
Основной способ развития крупной моторики у детей — игра, направленная на достижение конкретной цели или выполнение какой-либо задачи2. Игры будут отличаться в зависимости от возраста.
Малыша можно выкладывать на живот и размещать игрушку так, чтобы он не мог до нее дотянуться и пытался ползти к ней2.
Чтобы улучшить двигательные навыки у детей старше года2:
- предложите пройти импровизированную домашнюю полосу препятствий из подушек и мягких предметов, через которые ребенок будет перешагивать;
- кидайте или пинайте мяч друг другу во время прогулок на детской площадке;
- попросите сына или дочку помочь с делами по дому — ребенок может протереть стол или выбросить что-то в мусорку;
- предложите копировать ваши движения, как будто малыш смотрит в зеркало;
- поощряйте занятия спортом.
Упражнения для развития мелкой моторики

Начинать развивать мелкую моторику нужно с раннего возраста. С малышом можно хлопать в ладошки, сжимать и разжимать пальчики, использовать потешки. Постепенно игры будут становиться сложнее — ребенок может собирать пирамидки, играть в машинки, расчесывать кукол. Дошкольники активно рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор. Все это развивает мелкие двигательные навыки.
Домашние занятия могут включать4:
- массаж кистей рук, который у малышей желательно проводить 2-3 раза в день;
- пальчиковые игры со стишками и потешками — например, «ладушки», «сорока-ворона»;
- лепку из пластилина с использованием природных материалов: ракушек, мелких камушков, шишек;
- нетрадиционные техники рисования: пальчиками, зубной щеткой, ватными палочками;
- аппликации;
- рисование по трафаретам;
- прохождение лабиринтов;
- шнуровку;
- игры с песком, в том числе с использованием лопаток и формочек;
- нанизывание крупных бусин на веревочку;
- игры с крупами: массаж ладоней, пересыпание из одной емкости в другую, угадывание на ощупь;
- сортировку мелких предметов по цвету, размеру или форме;
- сборку конструкторов и пазлов.
Во время игр с бусинами, крупами, конструкторами, пазлами и другими мелкими предметами важно соблюдать технику безопасности. До года такие игры вообще нужно исключить. Дети до трех лет могут заниматься с мелкими предметами только под присмотром родителей.
Советы по организации домашних занятий
Важно заниматься упражнениями по развитию мелкой и крупной моторики регулярно. Ни один навык не появляется моментально — он развивается после многократного повторения4. Чем разнообразнее игры и занятия, тем более разносторонним будет развитие ребенка1.
Будьте последовательны и двигайтесь от простого к сложному. Например, сначала малыш может делать что-то одной рукой, затем — другой, наконец, обеими руками одновременно4.
Все игры и занятия нужно проводить по желанию ребенка и тогда, когда у него есть настроение. Во всем важна мера. Следите за тем, чтобы малыш не переутомился, и при необходимости переключите его внимание на что-то другое4.
Советы по выбору развивающих игрушек и материалов
Малыши активно знакомятся с миром на ощупь с помощью тактильных ощущений, а потому нужно предлагать им как можно больше разнообразных материалов и фактур для игр1.
При покупке игрушек для ребенка старше шести месяцев лучше выбирать конструкторы с большим количеством разных деталей — кубиков, шариков, пирамидок. Они будут тренировать способность удерживать предметы разных форм и размеров1.
Мелки и карандаши для рисования должны быть толстыми — около 1,5 см в диаметре. Такие предметы малышам будет удобнее держать1.
Для развития мелких моторных навыков можно купить специальные бизиборды — доски со множеством головоломок и тактильных элементов — или приспособить бытовые предметы. Ведь почти все, что нас окружает, помогает развивать моторику. Во время игр можно использовать крышки от бутылок, шнурки, сухие макароны, пуговицы, прищепки. Главное — помните о технике безопасности и не давайте малышам в возрасте до года мелкие предметы, которые они могут засунуть в рот, нос или уши. Развивающие занятия с использованием мелких предметов у детей в возрасте 1-3 лет должны проводиться только под присмотром родителей.
Пусть совместные занятия доставляют удовольствие вам и ребенку. Ведь во время них не только развиваются новые навыки, но также укрепляется эмоциональная связь между родителем и малышом.
Список литературы:
- Конова О.М., Вегера А.М., Петельгузова Т.Г. Методы для улучшения мелкой моторики рук: советы родителям. - М.: ООО «Полиграфист и издатель», 2022. - 28 с. (дата обращения: 25.11.2024).
- Gross Motor Skills // Cleveland Clinic (дата обращения: 21.11.2024).
- Fine Motor Skills // Cleveland Clinic (дата обращения: 21.11.2024).
- Герасимова Л.М., Пряхина Е.Н., Ильина С.К. Развитие мелкой моторики детей раннего возраста // Образовательный альманах. - 2023. - №13(75). - С. 8-10. (дата обращения: 21.11.2024).
- Жиркова А.М. Мелкая моторика у детей младшего школьного возраста // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2013. - №17. - С. 60-63. (дата обращения: 21.11.2024).
- Пашнина Е.А. Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - №4(9). - С. 253-255. (дата обращения: 21.11.2024).
- Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. - 3-е изд. - СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2009. - 1008 с.
-SIMILAC-2400076